Научные труды КубГТУВыпуски → № 4, 2014/сентябрь

Содержание № 4, 2014/сентябрь

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: методы анализа текста и его интерпретации

С.А. Колесникова
Аннотация

Статья «А.С. Грибоедов «Горе от ума»: методы анализа текста и его интерпретации» посвящена проблеме анализа литературного произведения и его последующей интерпретации разными видами искусства. На примере комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дается развернутая характеристика основных теоретических положений анализа в отечественной науке в трудах А.П. Скафтымова, М.М. Бахтина, А.С. Бушмина, В.Е. Хализева, А.Б. Есина, Е.А. Авдеенко, Г.К. Косикова. Прослеживается зависимость содержания литературного произведения от жанра и формы. Анализируются гносеологические и аскиологические функции интерпретации. Большое внимание уделяется классическому герменевтическому подходу в изучении «Горе от ума». При исследовании комедии, учитываются не только литературный и лингвистический анализы, но и культурные и театроведческие аспекты.

Ключевые слова: литературоведение, театроведение, анализ и интерпретация, герменевтика, форма, жанр, гносеологическая и аксиологическая функции.
216 кБ

Иллокутивная функция эмоционально-оценочной лексики

А.С. Стаценко
Аннотация

В статье рассматриваются разные виды речевых актов, в состав которых входит эмоционально-оценочная лексика. Данный анализ позволяет четко дифференцировать эмоциональный и нейтральный типы интенций, установить и разграничить их семантическую и прагматическую направленность, определить набор важных языковых составляющих для формирования данных типов. Изучение влияния эмоционально-оценочной лексики на формирование того или иного вида речевого акта, значения, которое оказывает данная лексика на формирование определенного типа авторской интенции, степени ее влияния на конечный результат речепроизводства кажется нам перспективным и интересным. Характер нейтральных и эмоциональных интенций качественно отличается друг от друга непосредственно силой выражаемых эмоций и скрытыми смыслами, раскрываемыми благодаря декодированию семантики эмоционально-оценочной лексики. Мы считаем, что для разных по направленности интенций: эмоциональных и нейтральных иллокутивно важны разные компоненты. В маркированных интенциях эмоционально-оценочная лексика не только оказывает сильное влияние на формирование типа интенции, но и переводит ее в разряд эмоционально маркированных авторских намерений. Для высказываний, конечная интенция которых эмоциональна, качество и характер эмоций, передаваемые лексическими средствами, крайне важны. Даже при возможности сформировать ту же интенцию при помощи нейтральных лексических средств, воспроизводится только информативный план, а не передаваемые ею чувства, эмоции, отсутствие которых совершенно искажает эмоциональную интенцию. Следовательно, степень реализации иллокутивной функции эмоционально-оценочной лексики можно определить как сильную. То есть на формирование непосредственно типа интенции именно семантика лексической единицы оказывает основное и сильное влияние.

Ключевые слова: иллокутивность, лексика, эмоциональность, оценочность, эмоционально-оценочный компонент, интенция, речевой акт, прагматика.
206 кБ

Технология поддержки обучающегося в личностно-профессиональном самоопределении

В.Г. Миненко, Д.А. Романов, Д.Н. Гусева
Аннотация

Статья посвящена процессуальным моделям поддержки обучающегося в личностно-профессиональном самоопределении. Педагогическая поддержка обучающегося в личностно-профессиональном самоопределении — вид социально-педагогического взаимодействия, направленного на предупреждение социальных и психологических трудностей в выборе жизненного и профессионального пути, в ходе реализации которого осуществляется личностно-профессиональное развитие обучающегося и педагога. Однако не в должной мере разработаны процессуальные модели — педагогические технологии такой поддержки. Обосновано, что технология поддержки обучающегося в личностно-профессиональном самоопределении включает в себя четыре этапа: пропедевтический, стимулирующий, развивающий и оценочно-рефлексивный. Предложенная технология даёт ориентировочную основу действий для поддержки обучающегося в личностно-профессиональном самоопределении, возможность получить мониторинговую информацию о становлении готовности обучающегося к самоопределению, об основных направлениях социально-педагогического взаимодействия с целью эффективного формирования такой готовности.

Ключевые слова: личностно-профессиональное самоопределение, поддержка, обучающийся, технология, образовательный процесс.
207 кБ

Формирование готовности обучающегося к личностно-профессиональному самоопределению

В.Г. Миненко, Д.А. Романов, Д.Н. Гусева
Аннотация

Статья посвящена актуальной социально-педагогической проблеме — формированию готовности обучающегося к личностно-профессиональному самоопределению. Как известно, такая готовность включает следующие компоненты: когнитивный — знания о будущей профессии, о жизненно-профессиональном самоопределении; мотивационный — мотивы к жизненно-профессиональному самоопределению и будущей профессиональной деятельности, а также ценностное отношение к самоопределению; технологический — умения жизненно-профессионального самоопределения; поведенческий — практический опыт жизненно-профессионального самоопределения, саморазвитие компонентов готовности; рефлексивный — самоанализ собственной готовности к самоопределению. Для воспитания личности, готовой к выбору жизненно-профессионального пути, особенно важна консолидация различных социальных институтов, сотрудничество всех субъектов образования. Предложенная модель социально-педагогического взаимодействия, направленного на формирование готовности обучающихся к самоопределению, реализуема на практике и дидактически эффективна, что подтверждено педагогическими экспериментами на базе инженерного вуза.

Ключевые слова: личностно-профессиональное самоопределение, обучающийся, готовность, формирование, образовательный процесс.
236 кБ

Использование порошка топинамбура для повышения пищевой ценности вафельных изделий

И.Б. Красина, Е.В. Филиппова, Б.О. Хашпакянц
Аннотация

Обоснована необходимость обогащения мучных кондитерских изделий функциональными нутриентами. Установлено, что при конструировании пищевых продуктов ученые отдают предпочтение сырью натурального происхождения, используя как плоды, клубни в сыром виде, так и продукты их переработки. В последнее время в мировой практике большое значение приобрели клубни топинамбура, которые употребляются в сыром, сухом, печеном, квашеном, жареном и вареном виде. Изучена возможность использования порошка топинамбура в производстве вафельных изделий функционального назначения. Установлено, что порошок, полученный из клубней топинамбура, имеет высокую пищевую ценность, которая обусловлена наличием в его составе комплекса физиологически функциональных ингредиентов таких, как белки, пищевые волокна, инулин, витамины группы В, макроэлементы и микроэлементы, играющих важную роль в составе функциональных пищевых продуктов. Приведены результаты исследования состава и содержание физиологически функциональных ингредиентов в вафельных изделиях при внесении в них порошка, полученного из клубней топинамбура как в начинку так и в вафельные листы. Показано, что внесение порошка топинамбура в вафельные изделия повышает их пищевую ценность. Установлено, что уровень удовлетворения суточной потребности от адекватной нормы в ряде физиологически функциональных ингредиентов при потреблении 100 г разработанных вафельных изделий составляет от 10 % до 50 %, следовательно, разработанные вафельные изделия можно позиционировать как функциональные пищевые продукты.

Ключевые слова: порошок из клубней топинамбура, пищевая ценность, вафельные изделия, функциональные ингредиенты.
228 кБ

О боковом грунтоносе для механизированного отбора монолитов просадочных грунтов из стенок дудок

В.В. Денисенко
Аннотация

Приведены технические требования к конструкции бокового грунтоноса для механизированного отбора монолитов просадочных грунтов из стенок дудок, сформулированные на основе проведенных автором экспериментов по исследованию влияния конструктивных элементов бокового грунтоноса и технологических факторов на сохранность отбираемых монолитов. Описаны разработанные автором: боковой грунтонос для механизированного отбора монолитов просадочных грунтов из стенок дудок методом вдавливания; конструкции грунтоприёмной гильзы и специальных приспособлений для фиксации положения бокового грунтоноса в дудке, для предотвращения распространения вибраций от внешнего привода на боковой грунтонос, для упрощения и ускорения спуска и подъема бокового грунтоноса, для быстрого закрепления и отсоединения грунтоприёмной гильзы. Приведены результаты опытных испытаний бокового грунтоноса.

Ключевые слова: просадочный грунт, монолит грунта, природное сложение, стенка дудки, отбор монолитов, боковой грунтонос, грунтоприёмная гильза.
820 кБ

Научные подходы к изучению религиозного дискурса

А.С. Стаценко
Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к изучению достаточно нового для русского языка явления — религиозного (православного) дискурса. Автор анализирует основные научные направления: этимологическое, философское, сопоставительное, коммуникативное, интертекстуальное, концептуальное и собственно лингвистическое, по которым ведутся исследования в этой области. В статье автор предлагает обзор основных работ по данной тематике, намечает пути решения существующих проблем, ставит новые задачи в дальнейшем исследовании данного стиля, намечает пути его изучения.

Ключевые слова: дискурс, православный дискурс, религиозный стиль, направление.
169 кБ

Анализ полученных данных методом лазерного сканирования для выполнения периодического мониторинга на примере здания расположенного в г. Краснодаре

А.А. Кузнецова, Д.А. Гура, Т.Э. Алкачев
Аннотация

Вопрос деформационного мониторинга зданий и сооружений весьма актуален, так как строительство любых объектов должно постоянно контролироваться на возможность осадки зданий и вертикальных отклонений. В данной статье рассмотрен вопрос эффективности использования лазерной сканирующей системы для проведения периодического мониторинга на примере одного из жилых комплексов и приведены результаты данного мониторинга

Ключевые слова: лазерное сканирование, деформационный мониторинг, строительство, скорость осадки здания, облако точек.
716 кБ

Теоретические модели образования газовых гидратов

Е.П. Запорожец, Н.А. Шостак
Аннотация

Для предупреждения образования гидратов необходимо определять время и скорость их роста. С этой целью разрабатывались и разрабатываются физические и математические модели, описывающие рост гидратов. Разработанные модели отличаются друг от друга. Причина отличия заключается в том, что каждая модель создана для конкретных термобарических условий гидратообразования и индивидуальных газов (или смесей). В статье представлены основные теоретические модели, описывающие процесс роста гидратов в различных условиях.

Ключевые слова: гидратообразование, рост, скорость.
715 кБ

Инновационные модели самостоятельной работы студентов

И.С. Ворошилова, Д.А. Романов
Аннотация

Цель исследования — создание самостоятельной работы студентов как компонента образовательного процесса. Система высшего образования — главный фактор формирования конкурентоспособной личности, готовой к постоянному личностно-профессиональному росту. Образовательный процесс должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе: без неё немыслимы реализация идеи непрерывного образования («образования через всю жизнь»), постоянное пополнение банка знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе может осуществляться в компетентностной модели образовательного пространства. Образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают в условиях «информационного взрыва», сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно. Главная задача высшего образования — научить человека самостоятельности. Самостоятельная работа студентов — важнейший фактор формирования конкурентоспособного специалиста в условиях модернизации, гуманизации и информатизации профессионального образования, его ориентации на компетентностный и личностно ориентированный подходы. Готовность студентов к самостоятельной работе — один из главных критериев успешности образовательного процесса, т.к. цель последнего — создать условия для саморазвития личности обучающегося, для его превращения из объекта в субъект педагогического управления. Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с остальными компонентами образовательного процесса — учебно-исследовательской работой студентов, аудиторными занятиями, поддержкой обучающихся в личностно-профессиональном самоопределении. Мониторинг самостоятельной работы студентов включает её моделирование и диагностику. Научными основами построения математических моделей самостоятельной работы студентов являются теория множеств и отношений, а также теория графов, методологическими — системный и вероятностно-статистический подходы.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, педагогический мониторинг, образовательный процесс, модель.
239 кБ

К вопросу влияния санкций за административные правонарушения на безопасность дорожного движения

Т. В. Коновалова, И. Н. Котенкова
Аннотация

правонарушения в области безопасности дорожного движения. Проанализировано влияние административного наказания на предупреждение совершения правонарушений. Рассмотрен принцип работы правоохранительных органов в области безопасности дорожного движения, виды санкций за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения, меры по выявлению административных правонарушений в области безопасности дорожного движения, порядок назначения административных наказаний

Ключевые слова: административные санкции, правонарушение, безопасность движения, наказание, штрафы, транспортное средство, ущерб, дорожное движение.
186 кБ

Роль художественного фильма в экспериментальном обучении русскому языку как иностранному

Е.В. Милейко
Аннотация

Актуальность и анализ психолого-педагогической литературы обусловили выбор тематики исследования и позволили сформулировать проблему исследования: какова роль видеозаписей как средства наглядности в обучении русскому языку как иностранному в вузе?
Целью эксперимента являлось определение роли и места видеозаписи (в данном случае видеозаписи художественного фильма) в обучении иностранных студентов русскому языку (базовый уровень).
Для достижения этой цели ставились следующие задачи:
1) отбор киноматериалов;
2) определение знаний и умений, для достижения которых используется кинозапись на занятиях;
3) выявление особенностей заданий и упражнений перед просмотром фильма;
4) выявление особенностей отработки языкового и речевого материала после просмотра кинофильма.
Задачи, решаемые нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой — проведение опытной работы, сочетающейся с использованием таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, фронтальный контроль, групповой и индивидуальный опросы студентов. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.
Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что использование видеозаписи художественного фильма на занятиях русского языка как иностранного ускоряет процесс формирования речевых навыков и умений, активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор и повышает интеллектуальный уровень.
Вид проведенного эксперимента — обучающий, так как для подачи страноведческого и лингвострановедческого материала использовалась новая (для данной группы) технология обучения — видеозапись художественного фильма. Эксперимент в работе над фильмом имел следующие этапы: подготовительный, просмотр видео, работа после просмотра фильма, самостоятельная работа студентов.
Проведенный эксперимент показал, что применение видеозаписи художественного фильма является важным элементом в процессе обучения, но не может полностью заменить роль преподавателя (т.е. роль живого общения) в этом процессе, так как здесь важно учитывать эмоциональный фактор.
Решение поставленных задач привело к выводу о том, что аудиовизуально представленная информация обеспечивает имитацию речи носителей языка в полном объеме: темп, интонация, выразительность, осуществление переноса представленных на экране ситуаций в реальную коммуникацию, т.е. активно развиваются навыки слушания и говорения.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика обучения, средства наглядности, художественный фильм.
212 кБ

Теоретико-методологический подход в определении места организационно-управленческих инноваций в разноуровневых экономических системах

Г.М. Мишулин, В.В. Лисуков
Аннотация

В статье представлены теоретико-методологические подходы к определению места организационно-управленческих инноваций среди научных категорий и в инновационном процессе, эндогенная факторная модель эффективного инновационного процесса и особенности ее функционирования в условиях изменения экономической парадигмы

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационный потенциал, организационно-управленческие инновации, факторная модель, экономические парадигмы.
247 кБ

Вакуумные грунтоносы для отбора монолитов слабых грунтов

В.В. Денисенко
Аннотация

Приведен анализ недостатков конструкций известных в настоящее время грунтоносов для отбора слабых грунтов, вызывающих нарушение естественной структуры грунтов в отбираемых с их помощью монолитах. Описаны конструкции разработанных автором грунтоносов ГМТ100 и ГМТТ100 для отбора слабых грунтов, лишенные недостатков известных грунтоносов. Результаты испытаний показывают, что грунтоносы ГМТ100 и ГМТТ100, позволяют гарантированно отбирать монолиты мягкопластичных и текучепластичных грунтов (грунтонос ГМТ100), мягкопластичных, текучепластичных и текучих грунтов (грунтонос ГМТТ100) из скважин выше и ниже уровня подземных вод и могут быть использованы для отбора полутвердых и тугопластичных грунтов из скважин выше и ниже уровня подземных вод, и обеспечивает высокую степень сохранности природной структуры грунтов в отбираемых монолитах при погружении грунтоносов в забой скважин, при отрыве монолитов из горного массива и подъеме на дневную поверхность, при разборке грунтоносов и извлечении из них монолитов, при упаковке и транспортировке монолитов для лабораторных испытаний, а также при отборе образцов из монолитов.

Ключевые слова: мягкопластичные, текучепластичные и текучие грунты, отбор монолитов, природное сложение, грунтоприёмная гильза.
1005 кБ

Квалиметрическая оценка поведенческого компонента конфликтологической компетентности

И.П. Яковлева, Д.А. Романов
Аннотация

Цель настоящего исследования — разработка модели оценки поведенческого компонента конфликтологической компетентности. Известно, что поведенческий компонент любого личностно-профессионального качества является ведущим, т.к. именно по поведению индивида судят о сформированности качества. Конфликтологическая компетентность, наряду с толерантностью и коммуникативной компетентностью, детерминирует способность индивида адекватно вести себя в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Применявшиеся методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики формирования конфликтологической компетентности студентов, моделирование, методы квалиметрии, методы теории множеств и отношений. Методологическими основами исследования послужили: системный подход (рассматривает конфликтологическую компетентность как динамичную многокомпонентную систему), квалиметрический подход (позволяет выделить критерии оценки поведенческого компонента) и компетентностный подход (провозглашает формирование конфликтологической компетентности обучающихся социальным заказом системе образования).

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, уровни сформированности компетентности, критерии, студент, модели, образование.
220 кБ

Особенности организации пассажирских перевозок в городах- курортах (на примере г. Горячий ключ)

Т. В. Коновалова, О. И. Мелещенко, С. Л. Надирян, М. В. Папазьян
Аннотация

В статье рассмотрены особенности организации пассажирских перевозок в городах-курортах (на примере г. Горячий Ключ). В современных условиях экономики, пассажирские перевозки являются важнейшей составляющей частью транспортной продукции. Рассматриваемые вопросы являются актуальными, так как рост материального благосостояния людей способствует развитию пассажирских перевозок. Особенности организации пассажирских перевозок в городах-курортах на примере г. Горячий Ключ, где транспорт является одной из отраслей экономики и важнейшей составной частью производ¬ственной и социальной инфраструктуры. Для этого города актуальны проблемы комплексного развития пригородного и городского пассажирского транспорта с учётом межвидовой увязки и обеспечения доступа населения к качественным транспортным услугам.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, пассажировместимость, маломобильная группа населения, маршрутно-пассажирский транспорт, транспортная инфраструктура, инвестиционная привлекательность, экономическая эффективность.
192 кБ

Определение управляющего сигнала для особо точного электропривода постоянного тока при больших перемещениях его исполнительного органа

Ю.П. Добробаба, А.Л. Хорцев
Аннотация

В статье разработана оптимальная по быстродействию диаграмма для больших перемещений исполнительного органа электропривода постоянного тока, учитывающая инерционность системы автоматического регулирования. Определены аналитические зависимости управляющего сигнала системы автоматического регулирования положения исполнительного органа электропривода постоянного тока от времени, обеспечивающего особо точное движение в соответствии с разработанной диаграммой.

Ключевые слова: оптимальная по быстродействию диаграмма, большие перемещения, ошибка по перемещению, управляющее воздействие.
302 кБ

Синтез САР положения исполнительного органа электропривода штанговых скважинных насосов

Ю.П. Добробаба, Т.С. Живодров, Ф.В. Коновалов
Аннотация

В электроприводе штанговых скважинных насосов невозможно непосредственно измерить скорость и положение исполнительного органа механизма. Поэтому в данной статье синтезирована САР положения исполнительного органа электропривода штанговых скважинных насосов с датчиками косвенного измерения скорости и положения исполнительного органа механизма.

Ключевые слова: система автоматического регулирования положения, датчик косвенного измерения, штанговый скважинный насос.
304 кБ

Ускорение испытаний грунтов на сжимаемость путем повышения точности измерителя осадки грунтов

В.В. Денисенко, П.А. Ляшенко
Аннотация

Приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований по оценке эффективности повышения точности измерителя осадки грунтов. Установлено, что повышение точности измерителя осадки грунтов повышает точность определения показателей сжимаемости грунтов и позволяет уменьшить время контролирования нормативной скорости стабилизации осадки грунтов пропорционально повышению точности измерителя осадки грунтов и за счет этого ускорить испытания грунтов на сжимаемость при 6-ти ступенях нагрузки в 1,5 раза. При этом если испытания грунтов на каждой ступени нагрузки заканчивать в момент, когда скорость их осадки снизится до нормативной, который можно установить по аппроксимирующей функции кривых консолидации на основе фактических данных для каждого испытываемого грунта, то достигается ускорение испытаний грунтов на сжимаемость в 2,7 раза. Приведен алгоритм практического осуществления способа, упрощающий установление этого момента в процессе испытания грунтов и позволяющий автоматизировать эту операцию.

Ключевые слова: сжимающая нагрузка, стабилизация осадки, консолидация грунтов, измеритель осадки грунтов.
287 кБ
© 2013—2017 ФГБОУ ВО «КубГТУ». Все права защищены