Научные труды КубГТУВыпуски → № 5, 2016/апрель

Содержание № 5, 2016/апрель

Идентификация опасностей производственного процесса на предприятиях строительной отрасли

Т.В. Ригер, Н.В. Сапрыкина, В.И. Демин, Д.А. Козак
Аннотация

В работе проведен анализ профессионального риска в строительной отрасли на примере ЗАО «ОБД» г. Краснодара. Анализ проводился по материалам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предоставленных фондом социального страхования по Краснодарскому краю. Для оценки профессионального риска в работе использована методика оценки профессионального риска методом коэффициента безопасности труда, разработанная на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» Кубанского государственного технологического университета. Идентификация, анализ и сравнительная оценка профессионального риска возникновения травм в опасных зонах, при выполнении опасных видов работ, возможных причин травм на рабочем месте определялись с использованием метода экспертных оценок (метод Делфи). При подсчете коэффициента травмоопасности в работе осуществлен переход от балльных оценок к числовым, а для расчета безопасности первичных составляющих по величине штрафного балла использовалось преобразование Гаусса. При общей оценке риска возникновения производственной травмы учтены все факторы, сопутствующие ее появлению, в их совокупности. По результатам расчета коэффициента травмоопасности проведена оценка профессионального риска на ЗАО «ОБД», которая выявила перечень предпосылок травм. В работе сделан вывод о том, что для рабочих мест с выявленными предпосылками травм необходимо разработать перспективные и оперативные планы снижения степени риска.

Ключевые слова: профессиональный риск, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, травмоопасность, опасная зона на рабочем месте, опасный вид работы, метод экспертных оценок, опасный производственный фактор.
276 кБ

Ускоренный способ ситового анализа грунтов и почв

А.А. Серикова, А.А. Байрачная, В.В. Денисенко, П.А. Ляшенко
Аннотация

Приведены недостатки известных способов ситового анализа, применяемых для определения гранулометрического грунтов и почв. Описан предлагаемый ускоренный способ ситового анализа грунтов и почв. Отмечено, что ускоренный способ ситового анализа грунтов и почв исключает длительные операции высушивания отмытых твердых частиц, не требует использования сушильного и взвешивающего оборудования, упрощает и значительно сокращает время выполнения ситового анализа грунтов и почв и может применяться как в лабораторных, так и в полевых условиях.

Ключевые слова: ситовой анализ, гранулометрический состав, фракции, твердые частицы, грунт, почва.
232 кБ

Влияние колебаний влажности на эксплуатационные свойства капиллярно-пористых структур

В.В. Братошевская, В.Н. Мирсоянов, Р.В. Мирсоянов
Аннотация

Исследовано влияние увлажнения и высушивания на структурно-механические свойства цементного камня и бетона. Многократные циклические колебания влажности, подобно знакопеременным нагрузкам при пульсации, вызывают в структурах напряжения различного знака. Уплотнение после первых циклов сопровождается дальнейшим расширением структуры материала, приводящим во многих случаях к ее разрушению. Наиболее стойкими из исследованных структур оказались те, которые быстрее релаксируют внутренние напряжения, вследствие повышенного содержания «податливой» гелеобразной фазы.

Ключевые слова: бетон, влажность, капиллярные силы, напряжения, деформации, релаксация, прочность.
318 кБ

Оптимальное по быстродействию управление позиционным электроприводом с упругим валопроводом при ограничении по моменту двигателя

Ю.П. Добробаба, Г.А. Кошкин, Ф.В. Коновалов, Н.Я. Прохоренко
Аннотация

Предлагается оптимальное по быстродействию управление позиционным электроприводом с упругим валопроводом осуществлять по одной из оптимальных по быстродействию диаграмм перемещения исполнительного органа механизма: при малых перемещениях с ограничением по моменту двигателя; при больших перемещениях с ограничениями по моменту двигателя и скорости механизма. Получены аналитические зависимости для определения: параметров оптимальной по быстродействию диаграммы перемещения исполнительного органа механизма, упруго соединенного с двигателем, при ограничении по моменту двигателя: длительности десяти этапов диаграммы; максимального значения угловой скорости механизма; минимального значения угловой скорости механизма. Установлена область существования оптимальной по быстродействию диаграммы перемещения исполнительного органа механизма, упруго соединенного с двигателем, при ограничении по моменту двигателя, а именно: минимально возможное значение угла поворота исполнительного органа механизма и максимально возможное значение угла поворота исполнительного органа механизма.

Ключевые слова: позиционный электропривод; упругий валопровод; диаграмма перемещения исполнительного органа механизма..
427 кБ

Диаграмма для гибридного управления перемещением исполнительного органа электропривода постоянного тока с ограничением второй производной скорости

Ю.П. Добробаба, Г.А. Кошкин, В.А. Махова
Аннотация

Диаграммы для управления перемещением исполнительного органа электропривода постоянного тока, обеспечивают либо максимальное быстродействие, либо минимум потребляемой электроэнергии за цикл. Авторы предлагают использовать гибридные диаграммы для управления перемещением исполнительного органа электропривода постоянного тока. Под гибридной диаграммой подразумевается диаграмма, обеспечивающая требуемое перемещение исполнительного органа электропривода за заданное время с минимально возможным потреблением электроэнергии.

Ключевые слова: гибридное управление, постоянный ток, электропривод, диаграммы.
490 кБ

Особенности применения современных геодезических приборов и технологий при строительстве зданий и сооружений

Л. А. Грибкова, А. А. Морозов
Аннотация

В настоящее время влияние научно-технического прогресса особенно сильно сказывается на технологиях, применяемых в строительстве. Современные разработки позволяют облегчить процесс возведения зданий и сооружений. Люди, используя новейшее оборудование, получили возможность проводить более точные расчеты, и, соответственно, сделать конструкции более надежными. Геодезическое сопровождение строительства также было подвержено влиянию научно-технического прогресса, что привело к модернизации оборудования, используемого при нем.

Ключевые слова: геодезия, оборудование, строительство, GPS-оборудование, электронные тахеометры, электронные (цифровые) теодолиты, лазерные сканеры.
392 кБ

Загрязнение окружающей среды разными категориями автотранспортных средств на примере ул. Дзержинского города Краснодара

В.В. Нагорный, Ю.В. Пелих
Аннотация

В статье проанализированы и выявлены участки ул. Дзержинского города Краснодара с нарушениями дорожной и экологической безопасностью. Дана характеристика и описание различных факторов влияющих на загрязнение окружающей среды разными категориям транспортных средств и природно-климатических условий. В ходе натуральных обследований участков дороги (улицы), выявлена загруженность улицы автотранспортом в разное время суток. В качестве исходных данных для расчёта выбросов автотранспорта в атмосферу используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств. Поэтому при планировании и проектировании строительства и реконструкции дорог (улиц) города Краснодара, наряду с учетом транспортных загрязнений, следует более детально выявлять воздействия на существующие природные и социально-экономические системы и принимать технические решения, предотвращающие или сокращающие негативные последствия.

Ключевые слова: экологическая безопасность, воздействие выбросов, загрязнение окружающей среды, интенсивность движения, безопасность дорожного движения, экологическое воздействие, уровень экологической безопасности.
245 кБ

Методика оценки профессионального риска методом использования коэффициента безопасности труда

Т.В. Ригер, Н.В. Сапрыкина, В.И. Демин, Л.В. Норман
Аннотация

На основе анализа известных методик оценки профессионального риска в работе предложена методика оценки методом коэффициента безопасности труда. При оценке профессионального риска методом коэффициента безопасности труда составляется «Карта безопасности труда на рабочем месте». Анализ и сравнительная оценка профессионального риска для здоровья работника проводится при заполнении Карты. Коэффициент безопасности труда для здоровья работников определяется как среднеарифметическое между всеми пофакторными коэффициентами. Идентификация, анализ и сравнительная оценка профессионального риска возникновения травм в опасных зонах, при выполнении опасных видов работ, возможных причин травм на рабочем месте предлагается определять с использованием метода экспертных оценок (метода Делфи) путем оформления опросных листов. Для подсчета коэффициента травмоопасности осуществляется переход от балльных оценок к числовым. Для расчета безопасности первичных составляющих по величине штрафного балла используется преобразование Гаусса. Расчет интегральной оценки профессионального риска производится после оценки профессионального риска здоровью работника и оценки профессионального риска возникновения травм. В результате оценки профессионального риска выявляются узкие места, где степень риска максимальна. Для этих мест разрабатываются перспективные и оперативные планы снижения степени риска, принимаемые меры профилактики в порядке их предпочтения.

Ключевые слова: профессиональный риск, система управления охраной труда, травмоопасность, опасная зона на рабочем месте, метод экспертных оценок, опасный производственный фактор.
929 кБ

Определение энергетических характеристик прецизионного позиционного электропривода постоянного тока при больших перемещениях его исполнительного органа

Ю.П. Добробаба, Г.А. Кошкин, В.П. Синюк
Аннотация

В статье представлена оптимальная по быстродействию диаграмма при больших перемещениях исполнительного органа прецизионного электропривода постоянного тока, состоящая из пятнадцати этапов. Оптимальная по быстродействию диаграмма при больших перемещениях исполнительного органа электропривода отличается от оптимальной по быстродействию диаграммы при средних перемещениях исполнительного органа электропривода наличием этапа с установившемся движением. Аналитические зависимости электроэнергии на первых семи этапах (разгон электропривода) и на последних семи этапах (торможение электропривода) аналогичны для обеих диаграмм. Для этапа с установившемся движением (этап 8) выведены аналитические зависимости механических, электрических и энергетических координат электропривода от времени. Для остальных этапов перемещения представлены аналитические зависимости электроэнергии, потребляемой якорной цепью электропривода, от времени. Получена аналитическая зависимость электроэнергии, потребляемой якорной цепью электропривода за цикл, от заданного перемещения исполнительного органа электропривода и параметров его силовой части.

Ключевые слова: прецизионный электропривод, большие перемещения исполнительного органа электропривода, электроэнергия.
450 кБ

Обоснование критерия выбора скорости нагружения грунтов при компрессионных испытаниях постоянно возрастающей нагрузкой

В. В. Денисенко, П. А. Ляшенко
Аннотация

Проведены испытания серии образцов-близнецов различных глинистых грунтов природного сложения при разных скоростях на¬гружения постоянно возрастающей нагрузкой (ПВН) с наблюдением за величиной дополнительной осадки при конечной нагрузке после окончания нагружения. Экспериментально установлено, что показатели сжимаемости грунтов зависят от скорости ПВН: чем больше скорость, тем меньше сжимаемость и деформация консолидации в процессе нагружения и тем больше дополнительная осадка, длительность ее стабилизации и величина коэффициента консолидации при конечной нагрузке после приложения ПВН. Для каждого грунта имеется такое граничное значение скорости ПВН, ниже которого она не влияет на его показатели сжимаемости, и такое предельное значение, при котором степень консолидации грунта при окончании нагружения будет не меньше заданной. Критерием выбора скорости ПВН является условие обеспечения степени консолидации грунта при окончании нагружения в пределах 0,952-0,989. Предложена формула для определения предельной скорости ПВН до начала испытаний, учитывающая физические свойства грунтов и желаемую степень их консолидации при окончании нагружения.

Ключевые слова: компрессионные испытания, постоянно возрастающая нагрузка, сжимаемость грунтов, степень консолидации грунта, стабилизированная осадка.
452 кБ

Обоснование выбора регулируемых приводов приточно-вытяжной вентиляции

С.П. Глушко, Е.Ю. Стрижков, Н.Ю. Стрижков
Аннотация

В статье описана технология кондиционирования воздуха в производственных и офисных помещениях, выполнено обоснование выбора приводов приточно-вытяжной вентиляции для автоматизированной системы кондиционирования, обоснован выбор преобразователя частоты для системы управления трехфазным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором.

Ключевые слова: кондиционирование, приточно-вытяжная вентиляция, автоматизированная система, регулируемый привод, трехфазный асинхронный электродвигатель, преобразователь частоты.
219 кБ

Повышение безопасных условий труда на предприятиях промышленности при использовании принципов эргономики

В.В. Энговатова, А.И. Гайдамашко
Аннотация

Приведены главные объекты исследования в области охраны труда. Проведен научный анализ условий труда, технологического процесса, аппаратурного оформления, применяемых и получаемых продуктов с точки зрения возникновения в процессе эксплуатации производства опасностей и вредностей. Определены новые исследовательские задачи, способствующие созданию необходимых предпосылок для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности. Дано определение «эргономики» как научной дисциплины и ее основные направления. Представлены проблемы, возникающие при решении той или иной эргономической задачи, описано, в чем они выражаются. Учтены, при исследовании, антропометрические и психофизиологические особенности человека, его возможности в отношении величины усилий, темпа и ритма выполняемых операций, а также анатомо-физиологические различия между мужчинами и женщинами. Учтен отечественный и зарубежный опыт внедрения эргономических требований в существенном повышении производительности труда.

Ключевые слова: охрана труда, улучшение условий труда, производственные факторы, эргономика, безопасные условия труда, эргономика физической среды, когнитивная эргономика, организационная эргономика.
193 кБ

Моделирование и диагностика просоциального поведения волонтеров

О.Ю. Чашкова, Н.А. Синельникова, М.Л. Романова, Р.И. Ковтун, Е.Ю. Шлюбуль
Аннотация

Цель исследования — создание моделей и методов диагностики просоциального поведения как важнейшей особенности волонтеров. Вопросы поведения человека, направленного не на удовлетворение исключительно собственных интересов, а на благо других людей, давно волнуют представителей различных областей науки.. В социальной психологии просоциальное поведение (в целом — социально ориентированную деятельность) понимают как системную совокупность действий, которые полезны для общества, включают помогающее поведение, альтруизм и сотрудничество. В психологии и социологии предпринимаются попытки связать просоциальное поведение с отдельными личностными характеристиками, а также изучать его с точки зрения направленности личности (как устойчивую мотивационно-ценностную систему, в сочетании с эмоциональной составляющей). Согласно современным воззрениям, волонтер — личность, для которой характерно просоциальное поведение (социально ориентированная деятельность). Современными исследователями доказано, что для волонтеров характерны высокий уровень социальной компетентности (индивидуального социального опыта), толерантности, социального интеллекта, волевых и коммуникативных качеств. Несмотря на возрастающую значимость социально ориентированной деятельности в современном мире, по-прежнему не разработаны модели и методы диагностики просоциального поведения. В статье обосновано, что математические основы моделирования и диагностики просоциального поведения — теория множеств, отношений и графов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики управления волонтерским движением в образовательных учреждениях, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии, методы теории множеств, отношений и графов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает коллектив волонтеров как управляемую социальную систему), компетентностный подход (рассматривает просоциальное поведение волонтеров во взаимосвязи с их личностно-профессиональными качествами), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики просоциального поведения), личностно ориентированный подход (рассматривает волонтера как личность, характеризующуюся просоциальным поведением, а также взаимосвязь просоциального поведения с готовностью к личностно-профессиональному самоопределению).

Ключевые слова: социально ориентированная деятельность, просоциальное поведение, волонтер, личность, компетенции, диагностика, моделирование..
250 кБ

Диагностика интегрированности научного работника в научное сообщество, основанная на анализе цитируемости

Д.А. Романов
Аннотация

В статье представлены методы и критерии оценки интегрированности научного работника в научное сообщество. Известно, что одной из важнейших составляющих межнаучной коммуникации (коммуникации в научном сообществе) является цитирование научных трудов (монографий, статей и т.д.). Известно также, что научный работник — часть социума, т.е. научного сообщества; под научным сообществом понимают научную мегасреду (в отличие от научных коллективов учреждений и их структурных подразделений). Интегрированность научного работника в сообщество многоаспекта: с одной стороны, это — значимость его трудов для научного сообщества, с другой стороны, это — использование научным работником потенциала социальной мегасреды для своего личностно-профессионального развития, для совершенствования своей исследовательской деятельности и улучшения качества её результатов (в контексте статьи будем рассматривать второй аспект). Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает исследовательскую деятельность научного работника как системный процесс, характеризующийся целями, задачами, содержанием, структурой и результатами, а также её взаимосвязь с системой более высокого порядка — функционированием научного сообщества), компетентностный подход (рассматривает интегрированность научного работника в научное сообщество как важный аспект его исследовательской компетентности), социологический подход (рассматривает научную среду как социальную метасистему и совокупность возможностей для личностно-профессионального развития научного работника), метасистемный подход (рассматривает результаты исследовательской деятельности научного работника как метасистему, включающую относительно независимые компоненты — научные публикации) и квалиметрический подход (провозглашает необходимость многопараметрической диагностики включенности научного работника в научное сообщество). Методы исследования: анализ научной литературы, нормативных документов и передового опыта управления исследовательской деятельностью, моделирование, методы квалиметрии, методы теории множеств, отношений и графов.

Ключевые слова: научный работник, научное сообщество, интегрированность, критерии, диагностика.
262 кБ

Специфика процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе

О.Н. Лихачева
Аннотация

Основополагающими вопросами преподавания иностранного языка в неязыковом вузе являются аспекты определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова. Усиление коммуникативной стороны преподавания отражается в трансформации целей обучения иностранному языку и содержания обучения. Предполагается следующая последовательность в процессе обучения иностранному языку: обучение иноязычной речи, обучение иноязычной речевой деятельности, обучение общению. Существует специфика преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, выказывающая, однако неполное соответствие подготовки специалистов по иностран¬ным языкам в системе потребностей общества.

Ключевые слова: цели обучения, технологии, иноязычное общение, профориентированные тексты, навыки, автоматизация.
198 кБ

К вопросу обучения иностранному языку в неязыковом вузе на современном этапе

В.В. Гущина
Аннотация

На сегодняшний день в Российской Федерации в связи со сложившейся геополитической обстановкой огромное значение уделяется изучению английского языка, что позволяет студенту развивать свои деловые и профессиональные качества, расширить круг общения, углубить знания по своей специальности, эффективно заниматься научной деятельностью. Более того, изучение иностранного языка открывает новые перспективы в плане карьерного роста и получения дополнительного образования. Одним из важных аспектов при изучении английского языка является верное восприятие и понимание иноязычной информации, что делает перевод важным методическим аспектом. В данной статье будут рассмотрены виды перевода и методики обучения переводу студентов неязыковых вузов.

Ключевые слова: перевод, методы перевода, английский язык, компетенции, навыки, обучение.
178 кБ

Современные тенденции развития английского языка как средство повышения мотивации к изучению языка у студентов технических вузов

Е.А. Мирошниченко
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации студентов технических вузов к изучению английского языка. Рассматриваются различные методы, средства и способы повышения мотивации к данному предмету: создание языковой среды на занятии, использование в учебном процессе видеосюжетов, песен на английском языке, аутентичных текстов, применение Интернет-ресурсов, изучение изменений в современном разговорном стиле общения. Проанализированы современные источники пополнения лексики английского языка. Описан такой способ словообразования морфологических неологизмов как сокращение. На примере Интернет-языка представлены популярные Интернет-аббревиатуры и акронимы. Особое внимание уделяется явлению фонетической редукции. Статья сопровождается большим количеством примеров.

Ключевые слова: мотивация, информационно-коммуникативная среда, стиль речи, словообразование, неологизм, акроним, фонетическая редукция, аббревиатура.
238 кБ

Инновационные дидактические методы и приёмы

М.Л. Романова
Аннотация

Цель исследования — обоснование взаимосвязи между применением инновационных дидактических методов и реализацией компетентностного подхода в профессиональном образовании. Известно, что компетентностный подход определяет принципиально иные задачи образовательного процесса, чем знаниевая парадигма; это обусловлено хотя бы тем, что целевой ориентир образовательного процесса — компетенции и личностно-профессиональные качества студентов — не сводимы к соответствующим знаниями умениям; важнейший показатель сформированности социально-профессиональной компетентности обучающихся — эффективность применения сложившихся знаний и умений для успешного решения социальных, профессиональных и учебных задач. Данная статья определяет роль и место инновационных дидактических методов и технологий в формировании компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов. В статье описаны особенности реализации инновационных дидактических методов и технологий в условиях модернизации и информатизации профессионального образования. Использование данных технологий способствует, по мнению автора, успешному решению многих современных социально-педагогических задач. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и передового педагогического опыта, моделирование, методы теории множеств, отношений и графов. Методологические основы исследования: компетентностный подход (ориентирует профессиональную подготовку не на содержание, а на результат, и рассматривает компетенции и личностно-профессиональные качества студентов как целевой ориентир образовательного процесса), системный подход (рассматривает профессиональную подготовку как системный процесс, направленный на достижение определенных образовательных результатов), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной оценки качества образования и эффективности образовательной среды), процессный подход (рассматривает технологию как научно обоснованную процессуальную модель человеческой деятельности, реализуемую на практике), метасистемный подход (рассматривает арсенал инновационных дидактических методов и приёмов как метасистему, включающую относительно независимые составляющие).

Ключевые слова: педагогическая технология, метод, инновации, профессиональное образование, компетентностный подход, компьютеризация.
256 кБ

Синергетический подход к диагностике формирования компетенций и личностно-профессиональных качеств (на примере физической культуры личности)

А.В. Лыткин, С.Х. Миронова
Аннотация

Цель исследования — выявление универсальных (инвариантных по отношению к компетенциям) критериев, отражающих синергизм развития личности обучающегося. В соответствии с компетентностным подходом, целевой ориентир образовательного процесса — не знания и умения обучающегося, а его компетенции и личностно-профессиональные качества, представляющие собой готовность к эффективному управлению знаниями и умениями. Известно, что компетенции и личностно-профессиональные качества включают стандартные функциональные компоненты: операционный (арсенал знаний и умений, соответствующих личностно-профессиональному качеству или компетенции), мотивационно-ценностный (мотивы и ценностное отношение к соответствующему виду деятельности), рефлексивный (самоанализ собственной деятельности) и поведенческий (личный опыт в соответствующей деятельности). Согласно современным воззрениям, компетенции и личностно-профессиональные качества — открытые сильнонеравновесные системы, подчиняющиеся законам синергетики. Авторами обосновано, что соотношения темпов прироста составляющих компетенций и личностно-профессиональных качеств — главный критерий синергизма их становления. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и передового педагогического опыта, моделирование. Методологические основы исследования: компетентностный подход (провозглашает главным критерием сформированности компетенций и личностно-профессиональных качеств не уровень знаний и умений, а эффективность управления ими для решения социальных, профессиональных и учебных задач), системный подход (рассматривает компетенции и личностно-профессиональные качества как целостное единство их операционного, мотивационно-ценностного, рефлексивного и поведенческого компонентов), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики как компонентов компетенций и личностно-профессиональных качеств, так и взаимосвязи между ними), синергетический подход (рассматривает личность обучающегося как самоорганизующуюся систему, а эффективность личностно-профессионального развития — как темп саморазвития компетенций и личностно-профессиональных качеств), вероятностно-статистический подход (рассматривает личностно-профессиональное развитие обучающегося как вероятностный процесс). Ведущей методологической основой исследования являлся синергетический подход.

Ключевые слова: компетенции, личностно-профессиональные качества, развитие, диагностика, синергетический подход, физическая культура личности..
248 кБ

Стандартные ошибки начинающих научных работников в социально-гуманитарных исследованиях (на примере социально-экономических и психолого-педагогических исследований)

Д.А. Романов
Аннотация

Цель исследования — выявление стандартных ошибок начинающих научных работников в исследовательской деятельности. Известно, что вовлечение в исследовательскую работу студентов вузов стало массовым процессом; более того, для магистрантов исследовательская деятельность — неотъемлемая составляющая их профессиональной подготовки (в отличие от бакалавров, магистранты должны публиковать результаты своих исследований). А конечной целью подготовки аспиранта является выполнение и защита исследовательской работы высокого квалификационного уровня — кандидатской диссертации. И, хотя далеко не все прошедшие подготовку в аспирантуре становятся кандидатами наук, тем не менее, исследовательская работа аспиранта — обязательная составляющая его подготовки как будущего научно-педагогического кадра, пусть даже не обладающего ученой степенью, ведь педагогом высшей школы может быть лишь выпускник аспирантуры; даже педагог высшей школы, не обладающий ученой степенью, обязан заниматься исследовательской деятельностью. К сожалению, рост количества исследовательских работ не всегда означает рост качества. Автором выделены типичные ошибки начинающих исследователей — студентов и аспирантов — в социально-гуманитарных областях знания, прежде всего — в социологии, психологии и педагогике. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и передового исследовательского опыта, моделирование, методы теории множеств, отношений и графов. Методологические основы исследования: компетентностный подход (рассматривает успешность исследовательской деятельности как показатель сформированности исследовательской компетентности научного работника), системный подход (рассматривает исследовательскую деятельность как системный процесс, направленный на достижение определенных результатов), метасистемный подход (рассматривает результаты исследовательской деятельности научного работника как метасистему, включающую относительно независимые компоненты), социологический подход (рассматривает научного работника как часть социума, а исследовательскую деятельность — как социокультурный феномен), ситуационно-функциональный подход (позволяет определить взаимосвязь между ошибками в исследовательской деятельности и игнорированием важнейших основ научных исследований).

Ключевые слова: типичные ошибки, научный работник, исследовательская деятельность, социология, психология, педагогика. .
238 кБ

Дополнительные курсы по английскому языку как один из способов оптимизации учебного процесса в неязыковом вузе

О.Н. Лихачева
Аннотация

Для улучшения уровня владения иностранным языком обучаемые часто прибегают к дополнительному образованию именно в указанной сфере. Недостаточная школьная подготовка и малое количество часов для развития языковой компетенции студентов являются причинами данного явления. Работающие при кафедрах иностранных языков дополнительные курсы созданы специально для устранения образовательных лакун. Одним из аспектов является устранение грамматических проблем студентов, построенное с учетом коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку. Предлагаются некоторые технологии, которые позволят оптимизировать учебный процесс на указанных курсах.

Ключевые слова: дополнительное образование, компетенции, развитие, презентации, диспуты, общение.
173 кБ

Математические методы в моделировании и диагностике исследовательской деятельности студентов

А.Е. Карасёва
Аннотация

Цель исследования — обоснование целесообразности применения математических методов в моделировании и диагностике исследовательской деятельности студентов. Известно, что исследовательская работа студентов играет огромную роль в формировании их социально-профессиональной компетентности, прежде всего — исследовательской компетентности. В настоящее время специалисты в области образования проявляют всё больший интерес к научно-практической работе студентов, которая, в отличие от учебно-исследовательской работы студентов, характеризуется преемственностью результатов на различных этапах образовательного процесса; однако ограниченность существующих моделей исследовательской деятельности студентов препятствует проектированию объективной диагностике её результатов и роли в формировании социально-профессиональной компетентности студентов. Автором обосновано, что генетические алгоритмы, методы теории множеств и графов, методы квалиметрии, автоматизированный системно-когнитивный анализ, методы теории вероятности и математической статистики наиболее пригодны для моделирования и диагностики исследовательской деятельности студентов. Важнейшее достоинство применения генетических алгоритмов в моделировании исследовательской деятельности студентов — сочетание детерминированных и стохастических моделей данного феномена; прежде всего, генетические алгоритмы позволяют моделировать и диагностировать преемственность в исследовательской деятельности. Методы теории множеств и графов позволят проектировать портфолио, методы теории вероятностей — прогнозировать успешность исследовательской деятельности студентов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает преемственность как важнейший механизм обеспечения целостности исследовательской деятельности, взаимосвязи её результатов, полученных на разных этапах), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики исследовательской деятельности студентов), метасистемный подход (рассматривает результаты исследовательской деятельности как метасистему, включающую относительно независимые компоненты), компетентностный подход (рассматривает исследовательскую деятельность студентов во взаимосвязи с управлением сложившимися знаниями и умениями, а исследовательскую компетентность — как системное личностно-профессиональное качество), вероятностно-статистический подход (рассматривает исследовательскую деятельность студентов как вероятностный процесс). Нормативно-методическая база исследования: Федеральный Закон «Об образовании» (2012), федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (2014, 2015).

Ключевые слова: исследовательская деятельность, студент, математические методы, моделирование, диагностика.
252 кБ

Взаимосвязь становления готовности к исследовательской деятельности и социально-профессиональной компетентности студентов

А.Е. Карасёва
Аннотация

Цель исследования — разработка моделей становления исследовательской компетентности как компонента личностно-профессионального развития. Известно, что исследовательская компетентность (готовность к исследовательской деятельности) — системное личностно-профессиональное качество, являющееся неотъемлемой составляющей социально-профессиональной компетентности. Также известно, что исследовательская компетентность студентов может быть сформирована на одном из пяти уровней: нулевом, ситуативном, грамотности, образованности и творческом; высшие уровни исследовательской компетентности предполагают как тесные связи между её компонентами, так и её взаимосвязь с иными компетенциями и личностно-профессиональными качествами. В статье обосновано, что становление готовности к исследовательской деятельности (исследовательской компетентности) и социально-профессиональной компетентности — синергичные процессы; представлена взаимосвязь между становлением исследовательской компетентности студентов и иных составляющих социально-профессиональной компетентности, т.е. компетенций и личностно-профессиональных качеств. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и практики формирования исследовательской компетентности студентов, а также нормативных документов в области профессионального образования, когнитивное и структурно-функциональное моделирование, методы теории множеств и графов, методы теории вероятностей. Нормативная база исследования: Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2014, 2015). Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает исследовательскую компетентность как многокомпонентную систему в составе социально-профессиональной компетентности), компетентностный подход (ориентирует образовательный процесс не на содержание, а на результат), синергетический подход (рассматривает становление исследовательской компетентности и иных компонентов социально-профессиональной компетенции как взаимодополняющие процессы), личностно ориентированный подход (рассматривает взаимосвязь исследовательской работы студента с его поддержкой в личностно-профессиональном самоопределении), вероятностно-статистический подход (рассматривает личностно-профессиональное развитие обучающегося как стохастический процесс).

Ключевые слова: исследовательская деятельность, готовность, студент, социально-профессиональная компетентность, взаимосвязь.
251 кБ

Взаимосвязь физической культуры личности с самоорганизацией двигательной деятельности

Н.К. Вальчук, В.А. Питкин, Н.П. Федорова, Г.Е. Тюпенькова
Аннотация

Цель исследования — выделить умения самоорганизации двигательной деятельности обучающихся и обосновать их взаимосвязь с физической культурой личности. Известно, что целевой ориентир физического воспитания студентов — формирование их физической культуры личности, которая включает операционный, когнитивный, мотивационно-ценностный, рефлексивный и поведенческий компоненты. Согласно современным воззрениям, физическая культура личности, как и многие другие личностно-профессиональные качества, может быть сформирована на одном из пяти уровней: нулевом, ситуативном, грамотности, образованности и творческом. Обосновано, что самоорганизация двигательной деятельности обучающихся — признак направленности физического воспитания на личностное развитие обучающихся, а также индикатор высоких уровней сформированности их физической культуры личности. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физического воспитания, моделирование. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает физическую культуру личности как системное личностно-профессиональное качество, включающее множество функциональных компонентов и неразрывно связанное с иными личностно-профессиональными качествами, в том числе интегральным — социально-профессиональной компетентностью), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики физической культуры личности и самоорганизации двигательной деятельности), компетентностный подход (рассматривает физическую культуру личности как способность к эффективному использованию физических качеств и здоровья, а также управлению знаниями, мотивами и двигательными умениями, с целью оптимизации физкультурно-спортивной деятельности), личностно ориентированный подход (провозглашает обучающегося главной фигурой образовательного процесса, в том числе физического воспитания) и синергетический подход (рассматривает самоорганизацию как ведущий фактор развития личности обучающегося). Ведущей методологической основой моделирования и диагностики самоорганизации двигательной деятельности является синергетический подход.

Ключевые слова: самоорганизация, двигательная деятельность, личностно-профессиональное развитие, студент, физическое воспитание, физическая культура личности.
253 кБ

Физическое воспитание как фактор личностно-профессионального развития студентов инженерного вуза

В.С. Матвеев
Аннотация

Цель исследования — создание модели физического воспитания, ориентированного на личностное и профессиональное развитие студента. Известно, что важнейшая дидактическая задача физического воспитания — формирование физической культуры личности студентов, как системного личностно-профессионального качества и общекультурной компетенции (для непрофильных вузов); но компетентностный и личностно ориентированный подходы обязывают максимально использовать дидактический потенциал физического воспитания для развития личности студента, становления его компетенций и личностно-профессиональных качеств. Автором предложена организационно-педагогическая модель физического воспитания, ориентированного на личностное и профессиональное развитие студента. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и практики физического воспитания студентов, а также нормативных документов в области профессионального образования, когнитивное и структурно-функциональное моделирование, методы теории множеств и графов. Нормативная база исследования: Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2014, 2015). Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает физическое воспитание студентов как составляющую системы более высокого порядка — их профессиональной подготовки), компетентностный подход (ориентирует физическое воспитание не на содержание, а на результат), синергетический подход (рассматривает личностно-профессиональное развитие обучающегося как синергетический процесс, т.е. усиливающий сам себя), личностно ориентированный подход (рассматривает взаимосвязь гуманизации физического воспитания с поддержкой студентов в самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности), вероятностно-статистический подход (рассматривает физическое воспитание студентов как стохастический процесс), метасистемный подход (рассматривает социально-профессиональную компетентность как метасистему, состоящую из относительно независимых структурных компонентов — компетенций и личностно-профессиональных качеств).

Ключевые слова: физическое воспитание, личность, студент, развитие, социально-профессиональная компетентность.
257 кБ

Современные модели научно-педагогического коллектива как субъекта исследовательской деятельности

Д.А. Романов
Аннотация

Цель исследования — создание моделей научно-педагогического коллектива как субъекта исследовательской деятельности. Автором представлена модель готовности научно-педагогического коллектива быть субъектом исследовательской деятельности, предложены критерии её оценки, выявлены факторы эффективности исследовательской деятельности, выявлены основные задачи, связанные с управлением научно-педагогическим коллективом. Показано, что готовность научно-педагогического работника к успешной работе в коллективе — важный показатель его исследовательской компетентности. Обосновано, что диагностика эффективности исследовательской деятельности научно-педагогического коллектива должна осуществляться не только на основе наукометрических показателей, как традиционных, так и предложенных ранее автором статьи, но также на основе параметров, отражающих взаимосвязь между исследовательской и иными видами деятельности в образовательном учреждении, прежде всего — методической деятельностью. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики управления исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии, методы теории множеств, отношений и графов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает научно-педагогический коллектив как управляемую социальную систему), компетентностный подход (рассматривает эффективность исследовательской деятельности научно-педагогических работников во взаимосвязи с их личностно-профессиональными качествами), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики исследовательской деятельности научно-педагогических коллективов), социологический подход (рассматривает научно-педагогический коллектив как субъект исследовательской деятельности), метасистемный подход (рассматривает результаты исследовательской деятельности научно-педагогического коллектива как метасистему, включающую относительно независимые составляющие), синергетический подход (рассматривает научно-педагогический коллектив как самоорганизующуюся саморазвивающуюся систему). Нормативно-методическая база исследования: Федеральный Закон «Об образовании» (2012), федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (2014, 2015).

Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-педагогический коллектив, образовательное учреждение, модель.
243 кБ

Современные модели мониторинга как информационного механизма управления

И.П. Яковлева, М.Л. Романова, О.Н. Кобцева
Аннотация

Статья посвящена вопросам построения систем и технологий социально-экономического мониторинга как инструмента управления. Социально-экономическое развитие России и демократизация общества ставят перед всеми сферами человеческой деятельности сложнейшие задачи, решение которых невозможно без налаженной системы социально-экономического управления. Управление, в свою очередь, не может осуществляться без мониторинга, под которым в узком смысле понимают информационную технологию (систему действий, направленных на информационное обслуживание управления и реализацию его целесмысловой программы), в широком смысле — систему научно обоснованного получения информации об управляемой системе для реализации целесмысловой программы управления. Традиционная система социально-экономического мониторинга не в полной мере содействует управлению, т.к. в основном констатирует результаты функционирования объекта управления (управляемой социально-экономической системы). Поэтому целью исследования является разработка инновационной модели социально-экономического мониторинга. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и передового опыта социально-экономического управления, моделирование, методы теории множеств, отношений и графов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает социально-экономический мониторинг как систему, характеризующуюся целями, задачами, функциями и организацией функционирования), процессный подход (рассматривает мониторинг как информационную технологию социально-экономического управления), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики объектов социально-экономического управления), социологический подход (рассматривает объекты мониторинга как социальные системы, находящиеся на различном уровне иерархии), вероятностно-статистический подход (рассматривает объекты социально-экономического мониторинга как стохастические системы, подчиняющиеся законам теории вероятностей), метасистемный подход (рассматривает критериально-диагностический аппарат мониторинга как набор относительно независимых показателей), синергетический подход (рассматривает объекты социально-экономического мониторинга как самоорганизующиеся системы), ситуационно-функциональный подход (рассматривает взаимосвязь между управленческими действиями и текущим состоянием объекта управления).

Ключевые слова: мониторинг, система, технология, социально-экономическое управление, эффективность, модель.
267 кБ

Проблема суицидальных настроений у современой молодежи

Ю.Н. Седой, В.И. Демин, Д.М. Чайка
Аннотация

Каждый год суицид угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, «что такое суицид и как с ним бороться». Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Суицид является второй причиной смерти молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. Первой причиной являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. Однако, по мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда основной причиной гибели подростков является суицид.

Ключевые слова: самоубийство, суицид, суицидальный риск, демография, подросток, молодежь, одиночество, аутинг, профилактика.
217 кБ

Участие России в военном конфликте в Сирии в представлении студенческой молодежи

С.Г. Степаненко, А.И. Лысенко
Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов Кубанского государственного технологического университета об их отношении к событиям, происходящим в Сирии, к участию вооруженных сил России в этом конфликте. Был выявлен высокий уровень интереса, проявляемого студентами к этой теме. Показано влияние отечественных средств массовой информации на позицию занимаемую студентами в отношении роли России в данном конфликте. Анализируются основные элементы образа сирийского конфликта в сознании студенческой молодежи. Делается вывод о важности формирования устойчивого интереса молодежи к политике для становления их гражданской позиции.

Ключевые слова: военный конфликт в Сирии, вооруженные силы России, общественное мнение, молодежь, гражданская позиция.
206 кБ

Реализация ключевых компетенций на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе

А.К. Халаимова
Аннотация

Данная статья рассматривает коммуникативную компетенцию и способы ее формирования на занятиях по английскому языку, а также ее базовые составляющие в учебном процессе. В условиях глобальной экономической интеграции и взаимозависимости, требующей многостороннего международного сотрудничества и совместных инициатив, одной из наиболее актуальных компетенций инженера становится высокий уровень владения иностранным языком, обеспечивающий возможность эффективной реализации профессиональной деятельности на российском и международном рынках труда. В данном контексте особое значение приобретает проблема совершенствования иноязычной подготовки инженеров в вузах. Студенты овладевают логикой построения высказываний и могут перенести это на построение собственных устных высказываний, что является основой создания коммуникативной ситуации.

Ключевые слова: компетенция, профессиональный рост, аудирование, письменная речь, чтение, неязыковой вуз, инженер, коммуникации.
199 кБ

К вопросу об изменениях расходной части государственного бюджета

А.В. Лялюк, Ж.Э. Богачёва
Аннотация

В современной экономической ситуации одной из самых актуальных тем является реформирование бюджетного процесса. Уровень бюджетных средств говорит о степени участия государства в социально-экономической жизни общества. Анализ динамики расходной части бюджета может служить источником важной информации о экономическом развитии страны, о приоритетных направлениях политики государства, о колебаниях в результате распределения финансовых ресурсов при осуществлении государством задач и функций, возложенных на него.

Ключевые слова: государственный бюджет, доходы, расходы, дефицит, профицит, баланс.
236 кБ

Проблемы и перспективы перевозки грузов в рамках таможенной территории таможенного союза

М.А. Кузьмина, М.П. Миронова, С.Л. Надирян
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы и перспективы международной перевозки грузов по таможенной территории Таможенного союза. В современных условиях развитие транзитного потенциала Таможенного Союза позволит получать миллиарды долларов прибыли от транзита товаров по сухопутным маршрутам стран — участниц Таможенного союза. В настоящее время у сухопутных транзитных маршрутов есть одно конкурентное преимущество — скорость доставки грузов в два-три раза выше, чем на морских трассах из Западной Европы в Восточную Азию.

Ключевые слова: Таможенный союз, международные транспортные коридоры, международные перевозки, транспортно-логистическая инфраструктура, таможенное администрирование.
185 кБ

Увеличение удельного веcа внутрироccийских перевозок
и перевозок готовой продукции в общем транспортном баланcе cтрaны

М.А. Кузьмина, С.Л. Надирян, С.А. Барова
Аннотация

В данной статье рассмотрено увеличение удельного веcа внутрироccийских перевозок и перевозок готовой продукции в общем транспортном баланcе cтрaны. Одной из важных проблем развития транспортной сферы Российской Федерации является «Территориальные и структурные диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры». Путями решения проблемы являются увеличение удельного веса внутрироссийских перевозок и перевозок готовой продукции в общем транспортном балансе страны. Для этого нужны развитая промышленных кластерах, транспортная инфраструктура в города, удобные межрегиональные транспортные связи, которые помогают преодолеть пространственную разбросанность территорий. Так же, увеличение транспортной доступности не может быть достигнуто полностью по всей территории РФ, так как страна очень велика.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, межрегиональные транспортные связи, удельный вес, транспортная инфраструктура.
186 кБ

Проблемы взаимодействия автомобильного и водного транспорта при перевозках груза
в международном сообщении

Л.Г. Зайкова, С.Л. Надирян, О.В. Голотова
Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия автомобильного и водного транспорта при перевозках груза в международном сообщении. В настоящее время растут объём потребления ресурсов человеком в мировом масштабе, из-за этого предприятия набирают обороты в производстве товаров. Россия занимает одно из лидирующих мест в международном обращении товаров. При распределении и потребление их транспорт играет значимую роль. Он выполняет роль связующего элемента между производителем и покупателем. В международном сообщении зачастую невозможно обеспечить надлежащую связь, используя один вид транспорта. Это может быть неудобно, экономически не выгодно или невозможно из-за географических особенностей. Очень популярное при межконтинентальных перевозках груза является автомольно-водное взаимодействие.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, водный транспорт, межконтинентальные перевозки, товарооборот, грузоподъёмностью, доставка груза.
197 кБ

К вопросу об истории развития пассажирских перевозок на воздушном транспорте

А.С. Бочкарева, Ю.В. Хотина
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с историей развития пассажирских перевозок на воздушном транспорте — одной из важнейших отраслей в развитии экономики любого государства. Указывается, что пассажирские перевозки прошли длительный путь развития. Показывается, что основной этап развития авиации в России, связанный с началом ее применения в гражданских целях, начался уже после свержения самодержавия. Подчеркивается, что Великая Отечественная война нанесла большой урон гражданской авиации. Однако уже период восстановления народного хозяйства после ВОВ наглядно показал, что роль гражданской авиации в развитии экономики нашей страны снова стала значительной. После распада СССР гражданская авиация пережила ряд кризисных моментов, но, на сегодняшний день перспективы российских авиакомпаний зависят, в первую очередь, от того, насколько они смогли адаптироваться к новым экономическим условиям и реалиям.

Ключевые слова: авиация, пассажирские перевозки, самолет, воздушные линии, авиационная промышленность.
195 кБ

Формирование системы социально-трудовых отношений

П.И. Ламанов, И.В. Будагов, Э.В. Кравченко
Аннотация

Современный процесс труда, характерный для рыночной экономики требует лучшей подготовки рабочего к процессу труда. Творческий труд принадлежит ведущая роль в повышении конкурентоспособности экономики РФ. Труд, как всеобщее условия обмена веществ между человеком и природой представляет собой вечное и естественное условие человеческой жизни, но обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего способностями к труду — рабочей силой, со средством производства. В настоящей статье рассмотрен вопрос формирования и развитие системы социально-трудовых отношений в современных условиях на базе формирования глубоких знаний у будущих специалистов не только после окончания средней школы, но и дальнейшего пополнения знаний и умений, после окончания высшей школы.

Ключевые слова: трудовые отношения, труд, трудовые отношения, система образования.
201 кБ

Совершенствование экономического механизма перераспределения земельной ренты

И.В. Будагов, Э.В. Кравченко
Аннотация

Система налогообложения ренты — это мощный рычаг управления всем земельно-имущественным комплексом города. Важнейшим условием реализации данного мероприятия является объективность определения налогообложения земельной ренты, порядка и механизма перераспределения полученных средств. В предлагаемой статье рассмотрены мероприятия по совершенствованию механизма перераспределения земельной ренты.

Ключевые слова: земельная рента, перераспределение земельной ренты, экономический механизм перераспределения.
210 кБ

Анализ существующей системы налогообложения земельной ренты

И.В. Будагов, Э.В. Кравченко
Аннотация

Извлечение земельной ренты является наиболее острым вопросом в системе имущественных отношений. Установление справедливого размера налогообложения является залогом стабильного развития экономических отношений. В статье рассмотрен вариант установления земельного налога на основе земельной ренты, показана экономическая эффективность предлагаемого варианта налогообложения.

Ключевые слова: земельная рента, налогообложение земельной ренты, государственная кадастровая оценка, земельный налог.
206 кБ

Задача обучения персонала на предприятии

Е.А. Шумков
Аннотация

В статье рассмотрена задача повышения квалификации сотрудников на предприятиях, которая является актуальной задачей в силу того, что технологии не стоят на месте и окружающая среда постоянно меняется. При этом возникают вопросы: «кого и чему обучать?», «когда обучать?» и «сколько средств вкладывать в обучение персонала?». Автором проанализированы основные проблемные места обучения персонала, как со стороны предприятия, так и со стороны персонала. Предложены варианты повышения отдачи от обучения, в том числе с использованием новых образовательных технологий, а также методы оценки прошедшего обучения с использованием различных схем мотивации.

Ключевые слова: обучение персонала, обучение на предприятии, обучение сотрудников, мотивация сотрудников, карта обучения, повышение квалификации.
193 кБ

Инвестиционный климат Краснодарского края и стран Черноморского региона

В.С. Коваленко, А.И. Шевченко
Аннотация

В статье рассматривается уровень развития инвестиционного потенциала Краснодарского края, проблемы, ограничивающие дальнейшее развитие объема привлечения дополнительных вложений, основные стратегии Администрации по стабилизации экономического положения в регионе. Уделено внимание рассмотрению взаимосвязи Краснодарского края и Черноморского экономического сотрудничества, сделан вывод о важности поддержания связей с Черноморским регионом.

Ключевые слова: инвестиции, Краснодарский край, ЧЭС, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, стратегия развития.
200 кБ

О связи значений дзета-функции Римана натурального аргумента с суммами двух классов сходящихся бесконечных числовых рядов

И.В. Терещенко
Аннотация

Рассмотрена история возникновения Базелевской задачи, отслеженная по первоисточникам. Отмечено, что пока никто не знает, почему задача так названа. Имеется две достоверные версии, объясняющие её название. Рассмотрена связь значений дзета-функции Римана натурального аргумента с сумами двух классов сходящихся числовых рядов. Показано с помощью численного эксперимента, что предположение Ван дер Поортена об этих суммах можно считать правдоподобным. Для окончательного решения вопроса необходимо вычислить суммы этих рядов в замкнутой форме.

Ключевые слова: бесконечный числовой ряд, дзета-функция Римана, постоянная Апери, Базелевская задача, иррациональное число.
214 кБ

Преобразование непрерывных сигналов в дискретные

В.И. Ключко, Н.В. Кушнир, А.С. Матяж, В.А. Жуков
Аннотация

Информация для человека играет немаловажную роль, поэтому основной из задач человечества является обработка и упорядочивание данной информации. Хотя поступающую информацию можно хранить, передавать и обрабатывать как в виде непрерывных, так и в виде дискретных сигналов, на современном этапе развития информационной техники предпочтение отдается дискретным сигналам, поэтому сигналы, как правило, преобразуются в дискретные. С этой целью каждый непрерывный сигнал подвергается операциям квантования по времени (дискретизации) и по уровню. Аналого-цифровые преобразователи (АЦП) предназначены для преобразования аналоговой величины в цифровой код. Другими словами, АЦП — это устройства, которые принимают аналоговые сигналы и генерируют соответствующие им цифровые. Суть преобразования аналоговых величин заключается в представлении некой непрерывной функции (например, напряжения) от времени в последовательность чисел, отнесенных к неким фиксированным моментам времени. Материалы статьи могут быть применены для подготовки бакалавров, изучающих такие дисциплины, как «Теория информации и сигналов» и «Информационные системы и технологии».

Ключевые слова: аналого-цифровые преобразователи, цифровой код, дискретизация, квантование.
350 кБ

Передача и обработка сигналов в мобильных устройствах нового поколения

В.И. Ключко, Н.В. Кушнир, Н.Ю. Павлова, А.С.Грива
Аннотация

Информация для человека играет немаловажную роль, поэтому основной из задач человечества является обработка и упорядочивание данной информации. Разговор есть неотъемлемая часть функций телефонов, которая также работает с помощью передачи сигналов. Фундаментальная схема двухпроводной разговорной цепи является ярким примером выше сказанного. Это прямое прохождение сигналов микрофона в телефонный капсюль своего же аппарата за счет трансформации микрофонных токов через разделительные трансформаторы во вторичные обмотки. Так как большинство современных телефонов являются сенсорными, рассмотрение способов передачи сигналов к сенсорной панели является уместным. Системная плата является значимой деталью телефона, именно здесь происходит связь всех компонентов и передача сигналов на вывод. Для примера мы рассмотрим системную плату популярного смартфона.

Ключевые слова: смартфоны, спикерфон, противоместные схемы, системная или материнская плата.
411 кБ
© 2013—2017 ФГБОУ ВО «КубГТУ». Все права защищены